АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВ: ЕВРОПА ПРИЗНАЛА НАШИ УСПЕХИ
Большой спидвей возвращается в Россию. Соревнований уровня Кубка европейских чемпионов в нашей стране не было очень давно. И, судя по всему, это возвращение не станет одноразовой акцией - у руководства тольяттинской "Мега-Лады" далеко идущие планы. О том, как идет подготовка к предстоящему турниру и какие перспективы открываются в дальнейшем, "ПремьерСпорту" рассказал президент спортивного клуба "Мега-Лада" Анатолий Алексеевич Степанов.
- Легко ли было получить согласие Европейского мотоциклетного союза на проведение финала Кубка европейских чемпионов в Тольятти?
- Для этого спортивному клубу "Мега-Лада" прежде всего надо было в 2002 и 2003 годах стать обладателем этого кубка, завоевать звание сильнейшей команды Европы, а в 2004 году занять 2 место. Только после этих серьезных успехов UEM дал свое согласие на проведение финального турнира в Тольятти.
- Какие-то требования выдвигались?
- Первое требование - чтобы геометрия трека отвечала мировым стандартам. Ранее он не соответствовал европейскому уровню. Помимо этого были проблемы с соблюдением защитной зоны. Эти недостатки ликвидированы. Трек стал короче, теперь его длина 330 метров, и шире. Сейчас в одном заезде могут стартовать одновременно пять гонщиков, как это предусмотрено регламентом проведения Кубка европейских чемпионов. Сейчас трек соответствует всем требованиям, предъявляемым международными правилами гонок на гаревой дорожке. Второе требование, чтобы было комфортно зрителям. После того как мы поставили пластиковые сиденья, можно говорить, что и эта задача выполнена.
- В организационном плане есть какие-то проблемы? Можно ли говорить о том, что "Мега-Лада" на сто процентов готова к проведению финала Кубка европейских чемпионов? Что еще предстоит сделать?
- Работа по реконструкции стадиона и улучшению инфраструктуры клуба на этом не прекратилась. В этом году мы планируем построить СТК (спортивно-технический корпус), в котором будет находиться закрытый парк для гонщиков. Мы еще не довели до ума малый трек, чтобы ребятишки могли на нем тренироваться.
Гонка "Мега-Лада" - "Лукойл" вскрыла одну проблему, что забор старый. Будем его укреплять. Что касается забот, непосредственно связанных с кубковым турниром, - надо готовить сценарий мероприятия, заказать гимны тез стран, которые примут участие в соревнованиях.
Нам нужны пять автомобилей, чтобы перед началом соревнований команды, когда их будут представлять, не выходили на поле, а выезжали, как это принято в Европе.
Но у нас еще есть время. Мы все успеем сделать как надо и к сроку.
- Мотоциклетная федерация оказала "Мега-Ладе" поддержку в стремлении провести в Тольятти финал Кубка европейских чемпионов?
- Федерация оказывает нам постоянную методическую помощь.26 мая перед гонкой с "Лукойлом" Президент комиссии спидвея
МФР Андрей Савин провел инспекцию стадиона и трека.
- Как областные и городские власти отнеслись к проведению этих соревнований, на них ведь легло основное бремя расходов по организации? В одной из местных газет прошла информация, что у этого мероприятия есть недоброжелатели...
- Я сам удивился, прочитав это. На сегодняшний день и область, и город, и многочисленные спонсоры оказывают финансовую помощь в подготовке к проведению финала. Из областного бюджета выделено 5 миллионов рублей, а из городского - 10 миллионов. И это ни для кого не секрет. Клуб приобрел на эти деньги два трактора, мы купили новую моечную машину, чтобы готовить трек к гонкам, заказали массу нового навесного оборудования...
Мы не должны ударить в грязь лицом. Все должно соответствовать европейским стандартам. И губернатор, и областное правительство, и городские власти - все относятся к этому с пониманием. Это имидж города. У нас ведь как в стране: все крупные спортивные мероприятия проходят в Москве или в Санкт-Петербурге. Наша цель - показать, что есть такой город Тольятти, который способен провести соревнования высокого международного уровня.
- Кроме того, что все крупные соревнования проходят в Москве и Санкт-Петербурге, у нас в стране существует одна проблема в спорте - отношение центральных средств массовой информации к провинциальным клубам. И, пожалуй, спидвей здесь находится в наихудшем положении. Центральные СМИ, в том числе и специализированная спортивная пресса, уделяют очень малое внимание спидвею. Не будет преувеличением сказать, что спидвей находится в информационной блокаде. На ваш взгляд, проведение в Тольятти финала Кубка европейских чемпионов сможет что-либо изменить в этом вопросе? Есть ли сейчас какой-нибудь интерес со стороны федеральной прессы к предстоящим соревнованиям?
- К сожалению, большой спорт в России сегодня развивается немного не так, как это должно быть. Бюджеты некоторых футбольных и хоккейных клубов, если посмотреть сквозь призму экономического положения в стране, находятся за пределами разумного. Очень много стало легионеров, которым выплачивают астрономические гонорары, а ведь это идет в ущерб сборным командам. Иногда не понятно - это спортивные соревнования или гонка бюджетов? А средства массовой информации являются частью этого, тат сказать, бизнеса.
Спортивный клуб "Мега-Лада" играть по этим правилам не в состоянии. В 2002 году, когда "Мега-Лада" впервые стала победителем
Кубка европейских чемпионов, мы хотели, чтобы эту информацию дали по центральному телевидению. Просто чтобы в вечернем канале новостей на одном из общефедеральных каналов объявили: "Тольяттинская команда "Мега-Лада" стала обладателем Кубка европейских чемпионов по спидвею". С нас запросили за 30 секунд эфирного времени 5 тысяч долларов. Мы отказались, потому что это цена нового мотоцикла. Нам выгодней приобрести новый мотоцикл, в таком случае.
В настоящее время мы ведем переговоры с федеральным каналом "Спорт" по поводу трансляции финала Кубка европейских чемпионов на всю страну. Как того и заслуживает это событие. И думаю, что эту гонку с удовольствием смотрели бы не только в Октябрьском , Балаково или Владивостоке, где есть спидвейные команды, но и во многих других местах. Ведь в советское время спидвей был популярен во всей стране, количество клубов исчислялось десятками. Есть много городов, в которых хотели бы возродить этот вид спорта, но не имеют такой возможности. Мотоциклетная федерация России оказывает нам поддержку в этом вопросе, они обещали договориться, что расценки будут ниже, чем те которые нам предлагают на сегодняшний день.
- То есть, когда во всем мире львиная доля бюджетов спортивных клубов формируется за счет продажи прав на трансляцию телеканалам...
- У нас в России все наоборот.
- А иностранные СМИ будут освещать финальный турнир?
- В Польше спидвей - спорт №1, по популярности, он там даже футболу может дать фору. Я не думаю, что поляки приедут сюда с телевидением, но то, что каждая команда с собой привезет СМИ, это однозначно.
Интерес проявляет не только иностранная пресса, но и сами гонщики, которые прямо рвутся сюда. В России почти 10 лет не было крупных международных соревнований по спидвею. Но отношение к российскому спидвею уважительное. Отчасти благодаря достижениям советских времен, есть в этом и наша заслуга. Все-таки два года подряд были обладателями Кубка европейских чемпионов и всегда входили в число призеров. Интерес к тому, что проходит у нас колоссальный, многие хотели бы побывать здесь, принять участие в соревнованиях.
- Увидим ли мы кого-нибудь из звезд мирового спидвея в составе"Мега-Лады" в финале Кубка европейских чемпионов?
- Сейчас мы пытаемся выяснить, в каких составах приедут к нам соперники. Я думаю, что они привезут с собой легионеров. Если финансы, конечно, позволят, потому что гонщика пригласить просто так - он не поедет. Оплатить надо.
Когда мы впервые поехали на Кубок, у нас в составе были только свои гонщики. Приехали в Германию - за поляков и австралийцы и шведы гоняются. Я говорю:"Ребята, это же не правильно". А по положению, хоть всю команду заменяй. Не лезть же в чужой монастырь со своим уставом. Мы заняли третье место. На следующую гонку "Мега-Лада" пригласила Джейсона Крампа и Райана Салливана. И выиграла Кубок. У чехов, которые были хозяевами турнира в составе были сплошь одни легионеры и они проиграли. Годом позже Крамп не смог, за нас выступали Холта и Салливан. И вновь "Мега-Лада" победила.
А в прошлом году несмотря на предварительную договоренность с нами, Холта и Салливан выступали за наших соперников - поляков. Их агенты так решили. Нас в известность поставили в самый последний момент, когда мы уже выезжали из Тольятти.
Пришлось в срочном порядке собирать Илью Бондаренко, договариваться с Ли Адамсом.
Как будет в этот раз - посмотрим. Конечно если соперники пригласят легионеров, у нас в составе будут иностранцы - это действительно будет праздник для зрителей. Где они еще увидят звезд мирового спидвея? Но я считаю, что за команду можно заявлять одного иностранца, максимум двоих, а все остальные должны быть свои. Если это "Мега-Лада" - значит русские ребята должны быть в команде. Это имидж страны.
- Понятно, что сейчас ваши помыслы связаны с предстоящим ответственным мероприятием. И все-таки есть какие-то дальнейшие планы? Что клуб "Мега-Лада" ждет ждет в более отдаленной перспективе?
- Сразу же, как только пройдет финал Кубка (а это будет последняя гонка в этом сезоне), возьмемся за дальнейшую реконструкцию стадиона. До наступления зимы необходимо сделать очень многое. "Строитель" в скором времени станет одним из лучших спидвейных стадионов Европы. И финал Кубка европейских чемпионов - это только первая заявка. В перспективе мы планируем ежегодно проводить в Тольятти международные соревнования различного уровня. Может быть и один из этапов серии Гран-при у нас в Тольятти проходить будет. Почему бы и нет? Все только начинается.
Журнал "ПремьерСпорт" №3 (7) 2005 г.
|