АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВ: "Раз в году нам обещана супергонка"
Президент спортивного клуба «Мега-Лада» Анатолий Степанов о хитросплетениях турнира, легионерах и будущих победах.
Корр.: Почему команда Польши была представлена не своим звездным составом – Тони Рикардсоном и братьями Голоб? Наверняка с их участием гонки были бы другие.
Степанов: Перед гонкой поляки устроили некую тактическую борьбу, в течении последнего месяца они заявляли пять составов команд, не отменяя предыдущего. Мы думаем, что, может быть, это и не злой умысел, может просто непонимание ситуации. Причину они до сих пор не огласили.
Когда мы увидели, что в их состав заявлены шестикратный чемпион мира швед Тони Рикардсон, чемпион мира англичанин Скотт Николсон и другие, нам надо было принять адекватные меры. Согласно регламенту этой гонки команда могла ввести в состав до пяти легионеров. Ранее мы заявляли двух легионеров и трех наших гонщиков, и такой командой дважды становились чемпионами Европы. Сейчас мы пошли на то, чтобы заявить трех легионеров.
Корр.: По сути дела, заданный поляками высокий стандарт заставил и вас переориентироваться?
Степанов: Да, чтобы гонка была интересной, мы на это пошли. В итоге за счет наших легионеров получилась гонка мастер-класса. Они показали, как надо владеть мотоциклом, проходить виражи, выигрывать старт. А вчера и нам дали добро на то, что в 2006 году в Тольятти будет Гран-при по спидвею. Тогда таких мастеров приедет шестнадцать.
Корр.: До Кубка анонсировались команды Венгрии и Словении. Почему они не приехали?
Степанов: Что касается команды Словении, то они были обязаны приехать, поскольку они прошлогодние серебряные призеры в Любляне. И чехи, которые заняли третье место, должны были быть, но они сразу объявили: мы не сможем приехать в связи с недостаточным финансированием. УЕМ (Европейская ассоциация мотоциклетного спорта) тоже нам сообщила, что чехов не будет, будут венгры. За неделю до гонок нам стало известно, что венгры не приедут, а вести переговоры с немецкой командой за неделю до соревнований бессмысленно, с оформлением виз они не успевали. И нам сказали: «Комплектуйте свою команду». Состав «Мега-Лады» был уже утвержден. Были варианты выставить «Лукойл», «Мега-Ладу - 2». Но федерация посчитала, что будет правильным, если в команде будут три гонщика «Мега-Лады» и два - «Лукойла».
Корр.: Чем, на ваш взгляд, были вызваны падения гонщиков?
Степанов: Да, два заезда кончились печально, четыре гонщика получили травмы разной степени тяжести. Больше других пострадал Сергей Даркин. Причины – желание всех пятерых войти в вираж и выиграть на этом участке гонки. Желания и смелости у гонщиков в обоих заездах было предостаточно, но не хватило мастерства. Вот главная беда: один упал, тянет за собой другого. У мотоциклов нет тормозов, нет их иногда и у гонщиков. Но великий Кургускин показал, что у него как раз с тормозами все нормально. И каждый из приглашенных нами легионеров показал, как нужно обходить соперников, проскакивать в небольшую щель. И когда они делали это, стадион просто визжал. Я не удержусь, чтобы не сказать теплые слова о болельщиках. Все это отметили, и особенно подчеркнули легионеры: «Болельщик в Тольятти супер, он глубоко разбирается в спидвее». Сквозь шум моторов гонщики слышали реакцию трибун, они поняли, что их мастерство ценится.
Корр.: Четыре гонщика получили серьезные травмы, они нуждаются в лечении. За чей счет оно будет проводиться?
Степанов: Ни один гонщик не будет допущен до соревнований, если он не застрахован. Во всех технических видах спорта это обязательно. Каждый из них застрахован своим клубом, президент жюри соревнований проверил лицензию, которую нельзя получить без страховки. Никаких затрат клуб не несет, все затраты гасятся страховой компанией.
Корр.: Как повлияла ситуация с падениями на оценку самого турнира?
Степанов: После соревнований руководство Европейской ассоциации мотоциклетного спорта дало самую высокую оценку соревнованиям. Первая – высочайший класс болельщиков Тольятти, вторая – высокий уровень подготовки соревнований и проведения, дали также высокую оценку репортажу на стадионе. Был отмечен большой интерес со стороны СМИ, у нас были аккредитованы большинство городских изданий, все центры, где есть спидвей. Большое внимание со стороны первых лиц области и города. Со стороны руководства международной ассоциации «Мега-Ладе» было предложено подать заявку на 2006 год с гарантией , что теперь Тольятти будет получать ежегодно международную гонку на высоком уровне.
Корр.: Гонки проходили на реконструированном стадионе, не стало ли это причиной падения?
Степанов: Профессионализм гонщика проявляется на любой дорожке. В данном случае непрофессионалов не было. Но, как говорится, за что боролись…
Что касается самого трека, когда закончили его реконструкцию, уложили радиус виражей, мы пригласили президента Европейского объединения мотоциклетного спорта, и он лично все рулеткой замерил, все сигнальные фонари опробовал, посмотрел качество насыпи, структуру дорожки и выдал нам лицензию на проведение соревнований международного класса на максимальное количество лет – на три года.
Корр.: Анализируя итоги гонки, вы сами не скрываете, что мастерство – это главное. Намерены ли вы как президент клуба «Мега-Лада» усиливать тренерский состав?
Степанов: Мы успешно завершаем не только реконструкцию стадиона «Строитель», а строительство спортивно-технического комплекса. Где будут персональные боксы для каждого гонщика, тренажерный зал, обязательно с батутом, чтобы гонщик умел падать и обходиться без серьезных травм, эти падения показали, что не все это умело делают. Гонщиков нужно растить. И с этой целью губернатор Титов подписал постановление об организации областной СДЮШ по спидвею на базе «Мега-Лады», которое предусматривает и преподавательские кадры, и все остальное. Обсуждение этого вопроса показывает, что нужно ехать в Данию, Швецию, Польшу и смотреть, как там относятся к воспитанию спортсменов по специальной методической литературе. К сожалению, все, что было у ДОСААФ, - бесследно исчезло. В нашем комплексе будем пытаться это сделать.
Корр.: Наверное, не обойтись без мастер-классов лучших гонщиков?
Степанов: Они будут. Открою секрет, мы практически договорились о том, что трое наших легионеров будут заявлены в будущем году в нашей команде на открытом чемпионате России.
Мы несколько лет присматривались к зарубежным гонщикам, но выбрали именно этих троих. Им тоже у нас понравилось. Андре Йонссон особо отметил болельщиков, к тому же он дружен с Сергеем Даркиным.
Если в этом году мы могли заявить трех легионеров, а в гонке использовать только одного, то теперь я буду голосовать за пятерых с правом выставить троих легионеров. Нынешняя гонка показала, что от этого выигрывает спорт, выигрывают зрители.
Корр.: Сейчас победы определяют и размер вознаграждения клубу, игрокам. Известна стоимость теннисных, футбольных турниров. Сколько стоит победа на Кубке кубков в спидвее?
Степанов: 4500 евро за первое место на команду. Когда мы завоевываем европейский кубок, мы приз делим на пятерых гонщиков поровну, вне зависимости от того, кто сколько очков получил, и гонщики самостоятельно рассчитываются со своими механиками. Клуб «Мега-Лада» на эти деньги не посягает.
Для клуба это авторитет, для города – имидж, для области – имидж, для России – политика. Я откровенно сказал президенту УЕМ Анджи Гродскому, что дав согласие на проведение этой гонки в Тольятти, пан Гродский прорубил спидвейное окно из Европы в Россию, в демократическую, свободную Россию. Сегодня много разговоров, о том, что Россия криминальная, но я более чем уверен, что и Йонссон , и Ричардсон, и Адамс расскажут, что Тольятти прекрасный город. Что Адамс свой дорогостоящий автомобиль и два мотоцикла отправил с двумя поляками, и с ними ничего не случилось, об этом узнает вся Европа. И все к нам поедут, так же как играть в футбол, хоккей, баскетбол. И я не исключаю, что лет через десять в нашей команде будут Адамсы, Йонссоны, а Иванов или Петров будут гоняться в команде Швеции.
Римма Михарева газета «Тольяттинское Обозрение» от 20 сентября 2005 г.
|